warwara (turova_varvara) wrote,
warwara
turova_varvara

Балет!

Как я, оказывается, отвыкла от необязательности! Получила предложение от одной знакомой по прежней работе в Екатеринбурге сходить вместе с ней в театр в ходе их с дочерью двухдневного пребывания в Мюнхене. На эту субботу у меня были другие планы, но «гостеприимство требует», - подумала я и начала субботнее утро с установки плагина для покупки по интернету билетов в баварскую национальную оперу. Билеты на балет «Иллюзии – будто «Лебединое озеро»» на музыку Чайковского были практически распроданы, но одиночные цветные квадратики, указывающие на плане зала свободные места, всё же имелись, и я купила-таки два билета: один на балкон, другой – на первый ярус. Распечатала их на принтере и договорилась со знакомой встретиться перед театром за полчаса до начала спектакля. Чтобы вовремя успеть на электричку, обычные для субботы хозяйственные дела пришлось проводить в ускоренном темпе. Ровно в половине седьмого я стояла на театральной площади под моросящим дождичком. В первые 10 минут ожидания особого беспокойства не было. Потом позвонила Коле и попросила проверить мою электронную почту в надежде получить хоть какое-то известие от знакомой. Поскольку известий не поступило, а телефон мой молчал, продолжила ждать до первого театрального звонка. За пять минут до начала спектакля поспешила в гардероб и едва успела занять первое попавшееся из двух имевшихся в моём распоряжении мест. Всё отделение до первого антракта прошло как на иголках: «Что же могло случиться?», - думала я, и в моей голове проносились сценарии от «мы оба ждали – я у аптеки, а я в кино искала Вас...» до внезапных болезней и дорожных происшествий.

На сцене тем временем разворачивались события сродни баварскому пивному празднику: кружились в народных танцах девушки в национальных одеждах, соревновались в силе и ловкости юноши в кожаных штанишках. За этим весельем на фоне еще не убранных лесов только что построенного замка Нойшванштайн наблюдал король Людвиг II, озабоченный, как оказалось, необходимостью жениться. Поскольку с моего «ярусного» места была видна лишь половина сцены, то, как ни старалась я к ней тянуться, полного понимания происходящего достичь не удавалось. Ясно было, что намерениям короля мешают какие-то темные силы, периодически возникавшие в виде черного человека и отрывавшие его от предполагаемой невесты. В конце концов принцесса Наталья была отвергнута, и лежащего на сцене изможденного короля скрыл занавес.

В антракте выбежала на улицу посмотреть, не пришла ли опоздавшая знакомая, но площадь перед театром зияла пустотой. Поняв, что нам уже не встретиться, отправилась на балкон «испытать» второе место. Несмотря на одинаковую цену билета, оно оказалось замечательным, – вся сцена лежала передо мной, как на ладони, и я уже с удовольствием отдалась сказочному действию, в котором погруженный в воспоминания о балете «Лебединое озеро» король превратился в своих мечтах в принца Зигфрида. В его мечтах было всё: и злой краснобородый волшебник, и прекрасная Одетта, и танец маленьких лебедей. Даже присутствие баварских охотников не очень мешало, ведь лебедей они не тронули - король не разрешил. Не испортил общего впечатления и не совсем чистый выход из серии фуэте исполнительницы роли Одетты – Ирины Петиной: на последнем витке она заметно покачнулась, но все-таки удачно завершила пируэт, опершись на свободную ногу. Король – он же принц Зигфрид – свои «гран жете» прыгал довольно размашисто, но как-то тяжеловато – наверное, слишком большой рост тут только помеха. Как потом прочла в одной критической заметке, не было ощущения парения над сценой. Согласна с этим, но зал всё же рукоплескал и кричал в восторге «браво», что создавало атмосферу настоящего праздника.

Второе отделение закончилось так же печально, как и первое: из состояния иллюзии короля вывел всё тот же чёрный человек, и, разочарованный, король остался лежать на сцене. Во втором антракте на улицу больше не пошла, а прогулялась по ослепительно красивому фойе театра, освежилась минералкой в буфете и, подготовленная к новым впечатлениям, заняла своё ценное место на балконе. Третий акт начался с веселого маскарада, где прицесса Наталья в исполнении Дарьи Сухоруковой, зная любовь короля к лебедям, пыталась привлечь его своим преображением в грациозную птицу. Поначалу ей это как будто бы удалось, но опять появившийся чёрный человек вконец разрушил надежду на благополучный исход. В этом акте особенно понравились танец цветов и очаровательной бабочки, ловко упархивавшей от нападений неуклюжего клоуна с сачком, а также русский танец, совсем нерусским исполнителям которого рукоплескал, без преувеличения, весь зал. Впечатлила концовка: после танца короля с неотстающим от него чёрным человеком, в ходе которого они переплетались телами и поочерёдно возили друг друга по полу, их и всю сцену накрыло огромное колыхавшееся голубое покрывало, представлявшее, очевидно, воды Штарнбергского озера, где и в самом деле при загадочных обстоятельствах
утонул Людвиг II вместе со своим врачом.

В заключительной сцене фигурка непотопляемого чёрного человека опять возникла у горизонта водной глади. Уже дома в одной из рецензий на спектакль прочла, что этот тёмный персонаж - человек из тени - символизировал одновременно и помутнее рассудка бедного короля, и трагическое его предпочтение женщинам мужчин. А тем общим, что объединяло Чайковского, короля Людвига и принца Зигфрида, была печальная недостижимость их мечтаний. Насколько
всё упростилось в наше время по части достижимости: в антракте по фойе неспешно прогуливалась пара немолодых мужчин, похоже, отмечавших посещением спектакля своё бракосочетание  – оба были в одинаковых парадных костюмах, украшенных кокетливыми розочками.

Артистов очень долго не опускали со сцены, и я ещё раз убедилась, как любим баварцами их сказочный король, жизнь и смерть которого до сих пор окутаны тайной. Досада на знакомую практически прошла, и я лишь на всякий случай поискала в телефоне неотвеченные звонки. Непрозвучавшие по непонятной причине то ли звонки, то ли эсэмэски и в самом деле нашлись. Соединившись по оставленному номеру, услышала такое объяснение: «Извини, смогла придти лишь через 10 минут после начала спектакля - помогала дочери билет на футбол купить.»

И всё-таки я осталась довольна и даже приняла решение сходить на этот балет ещё раз, да и вообще в театр вырываться почаще.


Занавес с лебедями:
P3301176

Одетта - Ирина Петина; позади слева - двое главных исполнителей русского танца:

odetta

За Ириной Петиной - прекрасные маленькие лебеди:

P3301184

Одетта и Король:

P3301187

Все и принцесса Наталья  - Дарья Сухорукова - в образе лебедя на переднем плане:

vse

Рядом с дирижером - чёрный человек

P3301192
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments